На сегодняшний день компьютерная диагностика автомобиля не роскошь и нет никакого труда купить универсальный диагностический сканер, например, ELM327. На самом деле, ELM327 это не сканер, а микроконтроллер канадской компании, который успешно подделывают господа из Поднебесной. Проблема сканера на этом контролере в том, что он работает в основном только со стандартными кодами неисправностей. Т.е. если у вас Mercedes или BMW, то вполне возможно что ELM не покажет ни одной ошибки, хотя их будет хоть 20 штук.

Стандартный код имеет вид P0xxx. Конечно, это не значит, что с помощью универсальной диагностики не получится прочитать P2002, но например 1F1 вы не увидите никогда, как не увидел владелец редкой «газовой» Iveco Daily. К тому же сами ошибки лишь подсказка и не более того. Например, если есть код неисправности «P0103 Расходомер воздуха-G70: слишком высокий уровень сигнала», это далеко не значит, что нужно менять ДМРВ, хотя в большинстве случаев его «приговаривают» и меняют. На самом деле, ошибка может быть из-за рваного патрубка системы впуска и нужно поменять лишь эту деталь.

ELM327Диагностический сканер это та вещь, которая в общем-то необходима каждому владельцу автомобиля. Если же у вас нет сканера, то самым приемлемым вариантом как раз и будет ELM-адаптер. Несмотря на все вышеперечисленные его минусы, плюс в том, что его можно купить в наличии в большинстве магазинов радиодеталей. Также ELM работает со множеством программ, написанных для операционных систем Windows и Android. Это означает, что вы можете продиагностировать свой автомобиль имея под рукой не только ноутбук, но и смартфон. Связь со сканером может осуществляться по Bluetooth.

И хотя ELM327 читает только стандартные коды неисправностей и параметры работы двигателя(логи), тем не менее, в большинстве случае его достаточно, чтобы получить представление о характере неисправности.

Расшифровка диагностических кодов неисправностей

Бывают случаи, когда диагностический сканер показывает только код неисправности без его расшифровки. Каждые цифры и буквы кода имеют определенное значение.
К примеру, Вы хотите узнать, что значит код неисправности P0420. Конечно, полностью расшифровать значение без документации вряд ли получится, но все же получить общее представление о характере неисправности возможно. В соответствии с требованиями SAE (Сообщество автомобильных инженеров — Society of Automotive Engineers) и стандартом ISO, каждый производитель автомобилей должен обеспечить блок управления двигателем минимальным набором стандартизированных кодов неисправностей. Хотя, конечно, ни один производитель не ограничивается только стандартными кодами.

Итак, вернемся к P0420. Забегая вперед скажем, что эта ошибка расшифровывается как «Каталитический нейтрализатор: снижение эффективности». Каждый символ в коде имеет определенное значение:

Первый символ 

Он дает понять, по какой системе ошибка:

Pxxxx Двигателю
Bxxxx Кузову
Cxxxx Подвеске
Uxxxx Другим системам

Получается, что в нашем случае это двигатель.

Второй символ

P0420 означает, что код стандартный для всех марок автомобилей и расшифровывается он однозначно. Это требование SAE.

Третий символ определяет систему, в которой есть неисправность.

Px1xx Топливная и воздушная система

Px2xx Топливная и воздушная система

Px3xx Зажигание и пропуски воспламенения

Px4xx Система, отвечающая за снижение вредных веществ в отработанных газах (наш случай)

Px5xx Круиз контроль и холостой ход

Px6xx Блок управления и выходные сигналы

Px7xx Трансмиссия

Px8xx Трансмиссия

Четвертый и пятый символ

конкретизируют проблему. Обычно пятый символ символизирует какой-то номер. Например:

P0731 Первая передача: неправильное передаточное отношение
P0732 Вторая передача: неправильное передаточное отношение
P0733 Третья передача: неправильное передаточное отношение
P0734 Четвертая передача: неправильное передаточное отношение

P0301 Цилиндр 1: обнаружен пропуск воспламенения
P0302 Цилиндр 2: обнаружен пропуск воспламенения
P0303 Цилиндр 3: обнаружен пропуск воспламенения
P0304 Цилиндр 4: обнаружен пропуск воспламенения

Заключение

Как видите, даже не имея под рукой какой-либо документации или расшифровки, вы можете определить, что P0420 стандартная ошибка двигателя и связана она с системой, которая предназначена для уменьшения выбросов вредных веществ с отработанными газами.

Несколько примеров стандартных кодов:

P0420 Каталитический нейтрализатор: снижение эффективности

P0403 Клапан рециркуляции ОГ-N18: сбой в работе

P0418 Реле насоса вторичного воздуха-J299: сбой в работе

Снятие логов

Многие недооценивают эту возможность сканера, но на самом деле очень часто коды неисправностей дают лишь направление, в котором надо «копать». Логи же в большинстве случаев позволяют поставить точный диагноз. ВНИМАНИЕ! Логи снимаются при полной нагрузке, т.е. педаль газа нажата в пол на низких оборотах двигателя, желательно на 3 передаче, которую необходимо выкрутить полностью, т.е. до отсечки. Некоторые «диагносты» проверяют, например, турбонаддув на холостом ходу, и как-то еще при этом ставят диагнозы. Будь они хирургом, то пациент бы вряд ли выжил с таким подходом, ведь турбина часто просто не «дует» без нагрузки, по крайней мере столько, сколько она «дует» на максимальной нагрузке.

Как было упомянуто выше, ELM работает только со стандартными параметрами двигателя. Как правило это:

  1. Температура охлаждающей жидкости
  2. Фактическое давление наддува
  3. Фактическое высокое давление топлива в рампе
  4. Краткосрочная и долгосрочная коррекция топлива
  5. Угол опережения зажигания

Есть еще дополнительные параметры, которые МОГУТ быть отображены, например, топливная смесь.

  1. Температура ОЖ важный параметр, т.к. в случае неправильного показания, например -48С, когда даже на улице +20С, приведет к тому, что топливная смесь будет очень богатой и двигатель просто не запустится. Кодов неисправностей при этом не будет.
  2. Максимальное избыточное  давление наддува на бензиновых двигателях обычно составляет от 400мбар избыточного давления до редких 1500мбар на форсированных двигателях. Наддув на дизельных двигателях гораздо выше, как правило от редких 1000 мбар «избытка» до 2 с лишним бар. Каждый год эти цифры увеличиваются.
    *Избыточное давление это давление без учета атмосферного давления (обычно 980мбар). Сканер показывает с учетом атмосферного давления, например, 1400мбар или 2000мбар. Т.е. в данном случае избыток примерно 420мбар или 1020мбар, соответственно.
  3. Давление в рампе важный показатель, особенно на дизельном моторе. На достаточно современных бензиновых двигателях максимальное давление топлива около 150 бар. На новейших оно достигает 200бар. На «дизелях» давление выше, 1600-2000 бар.

Стандарт SAE J2534 Pass-Thru

Данный стандарт был введен в 2002 году для того, чтобы любой автосервис, а не только дилер, имел возможность перепрограммировать электронные блоки управления автомобиля. «Виновником» этого стала США (которая также ранее ввела стандарт OBDII). Они решили, что демократия должна сменить монополию и в этой сфере.
J2534 это по сути продвинутый ELM327, правда разница такая же, как между калькулятором и компьютером.

На данный момент самым популярным оборудованием поддерживающим стандарт J2534 является OpenPort от Tactrix. Кроме это существуют и другие девайсы, такие как Chipsoft, MongoosePro и др.

Таким образом, имея оборудование можно купить лицензию на обновление ЭБУ. На разные марки автомобилей, соответственно, разные условия и лицензия покупается на какой-то срок или на количество программирований.

Также с J2534 работают чип-тюнеры, т.к. существует огромное количество программ (естественно платных), позволяющих записывать не только заводские прошивки, но и модифицированные.

Если вдаваться в подробности, то это также явилось следствием использования стандартных команд типа PassThruReadMsgs для чтения и PassThruWriteMsgs для отправки сообщения, что очень сильно облегчает задачу, по сравнению с написанием собственного кода, а главное не надо покупать отдельное устройство под конкретную программу.

Протокол обмена данными

Мы не будем вдаваться в подробности работы диагностического сканера, а лишь опишем ее суть.

Существует достаточно много протоколов обмена данными, на европейских машинах это, как правило, KWP1281, KWP2000, TP2.0, UDS и т.д. Более старые обмениваются сообщениями через один провод т.н. К-линию, более новые TP2.0 и UDS по 2 проводам CAN-High и CAN-Low. Хотя назвать CAN современным также нельзя, т.к. он был придуман еще в далекие 80-е Робертом Бош, но стал внедряться в массовое производство только в 21 веке. CAN протоколы работают гораздо быстрее и соединение гораздо стабильнее. Как правило они не используют в своих сообщениях контрольную сумму для проверки целостности сообщения, в отличие от более старых KWP2000 и т.д.

Диагностический сканер передает байты через диагностический разъем посредством электрических импульсов. Сначала устанавливает соединение с интересующим блоком управления. Для этого либо посылается байт (номер блока) с определенной скоростью (т.н. медленная инициализация при работе через к-линию), либо используется CAN ID, т.е. идентификационный номер блока управления. Затем посылаются сервисные сообщения для получения необходимой информации.

Выглядит это примерно так:
ID: 740 Data: 10 00 02 10 89
ID: 300 Data: B1
ID: 300 Data: 10 00 02 50 89
ID: 740 Data: B1
ID: 740 Data: 11 00 02 1A 9B
ID: 300 Data: B2
ID: 300 Data: 21 00 30 5A 9B 30 36 4A
ID: 300 Data: 22 39 30 36 30 32 36 41
ID: 300 Data: 23 42 20 34 33 30 34 10
ID: 300 Data: 24 00 00 00 00 06 47 4E
ID: 300 Data: 25 05 FA 4D 45 44 31 37
ID: 300 Data: 26 2E 35 20 20 20 20 20
ID: 300 Data: 27 20 20 20 20 20 20 20
ID: 300 Data: 18 20

И хотя это похоже на набор символов, на самом же деле в данном примере сначала открывается диагностическая сессия, а затем запрашивается номер блока управления двигателем, на что программа ЭБУ и отвечает. Естественно, пользователь диагностического сканера увидит не такие подробности, а всего лишь номер 06J906026AB.